Слямжар Ахметжаров, руководитель отдела изучения электоральных процессов КИСИ при Президенте РК
Введение смешанной избирательной системы в совокупности с процессом децентрализации власти окажет позитивное воздействие на институт маслихатов. С одной стороны, избрание в местные представительные органы кандидатов-самовыдвиженцев по одномандатным округам повышает ответственность депутатов перед своими избирателями. Теперь при невыполнении предвыборных обещаний избиратели могут отозвать мандат депутата.
С другой стороны, в рамках децентрализации власти маслихаты получают более высокий уровень независимости, в том числе в вопросах формирования местных бюджетов. Благодаря реализации четвертого уровня бюджета доходы местной власти формируются из налоговых поступлений, различных плат, штрафов, доходов от коммунального имущества.
Безусловно, появление независимых кандидатов в маслихатах окажет позитивное воздействие на деятельность местного представительного органа. Среди нового депутатского корпуса немало лидеров общественного мнения, которые всегда открыты для обратной связи и сотрудничества с гражданскими активистами и местными организациями. Неформальные лидеры могут выступать в качестве посредников между депутатами и населением, помогать привлекать общественное мнение к проблемам и вопросам, которые рассматриваются на заседаниях маслихата.
Чтобы повысить доверие граждан к маслихатам, нужно принять ряд мер. Важно обеспечить прозрачность, проводить открытые слушания и обсуждения важных вопросов, а также предоставлять информацию о работе маслихатов и их решениях.
Одной из возможных мер повышения прозрачности является онлайн-видеотрансляция заседаний и слушаний маслихатов на электронных ресурсах. Кроме того, необходимо проводить образовательные программы и кампании, направленные на повышение осведомленности граждан о роли маслихатов в государственном управлении и о важности их участия в процессе принятия решений.
В число основных функций маслихата входят вопросы утверждения проектов местного бюджета, регулирования земельных отношений, утверждения состава акиматов, участие в выборах сенаторов. До недавнего времени, по мнению ряда экспертов, порядок формирования маслихатов по партийным спискам не позволял данному институту в полной мере представлять интересы местного населения. Политические партии, заручившись поддержкой избирателей, сами определяли, кого из кандидатов по партийному списку номинировать в маслихаты.
Однако с введением смешанной модели голосования у граждан появилась возможность выбирать конкретных депутатов. Тем самым усиливается связь между депутатами и гражданами.
Вместе с тем, как мы знаем, в условиях смешанной избирательной системы, 50% депутатов региональных маслихатов и 100% депутатов районных маслихатов были избраны по мажоритарному методу. Данный подход в формировании маслихатов затрудняет соблюдение гендерного и возрастного баланса, а также наличия представителей разных профессий и социальных страт общества среди депутатского корпуса.
Поэтому в преддверии следующего электорального цикла целесообразно рассмотреть механизмы внедрения гендерной, возрастной и других видов квот для депутатов маслихатов. Реализация данной инициативы позволит сделать местные представительные органы более инклюзивными.
Большое значение имеет активность самих граждан. Если они участвуют в общественной жизни, высказывают мнения и предлагают идеи, это может помочь маслихатам лучше понимать нужды и проблемы избирателей и принимать решения, ориентированные на благо людей.
Кроме того, гражданская активность может способствовать усилению ответственности маслихатов перед избирателями. Если граждане активно следят за их работой, обсуждают решения и высказывают оценки, это поможет осознать важность работы и ориентироваться на интересы избирателей.
https://kazpravda.kz/n/perestanut-li-maslihaty-schitatsya-karmannymi/