logo-30let

Казахстанский институт стратегических исследований
при Президенте Республики Казахстан

Главная » Аналитика КИСИ

Астана – зарекомендовавший себя бренд!

.png

В мировой практике много случаев, когда под влиянием определенных исторических событий города – как молодые, так и старые, как большие, так  и малые – меняли свое название, зачастую по нескольку раз. Иногда первое имя города снова возвращалось после смены. Приведем только несколько примеров. Стамбул, основанный древними греками как Византий, затем прославившийся под названием Константинополь, получил свое нынешнее имя от турок. Токио (означает «Восточная столица») на протяжении многих столетий именовался Эдо (что означает «Ворота гавани»), получил своё название в 1868 году, когда стал столицей. Санкт-Петербург в ХХ веке был переименован трижды, и каждый раз по идеологическим соображениям. Сначала Петербург превратили в Петроград, при советской власти стал Ленинградом, а в конце столетия город обрел свое историческое первое название.

Изменение имени города можно рассматривать как ритуальное действие, сопровождающее духовное обновление общества. Наверное, в настоящее время не случайно встал вопрос о возращении столице Казахстана ее прежнего названия – Астана.

Одним из аргументов в пользу этого можно считать результаты многих социологических опросов. В настоящее время на страницах различных интернет-ресурсов размещен вопрос «Вы поддерживаете возращение столице названия «Астана?» Значительное большинство – от 70% до 85 % участников опроса – отвечают «да». Подобный опрос нельзя считать репрезентативным, однако, так или иначе, тенденция в ответах очевидна.

Названия-посвящения (объект, названный в честь…), вбирая смысл утверждения чьих-либо заслуг и достоинств, в эпоху смены мировоззренческих ориентаций могут трансформироваться в прямо противоположные. Поэтому, учитывая всё, что произошло в жизни нашей страны в 2022 году, курс на «Новый Казахстан», программу политической модернизации и курс социально-экономических преобразований – вполне закономерным является возвращение прежнего названия Астана. Тут можно  вспомнить очень весомые аргументы за «Астану», которые озвучил в своё время Н. Назарбаев, предлагая это названия для столицы: «слово имеет чётко фиксированный смысл, оно означает «столица»; во-вторых, оно не обременено какими бы то ни было негативными политическими или историческими интерпретациями; в-третьих, оно точно отражает функции города, благозвучно как на государственном, так и на других языках, и, наконец, оно может стать символом города во время презентации столицы, которая войдёт в мировой список главных городов государств уже с новым именем».

Кроме политических моментов, не стоит забывать о тенденции к языковой экономии и удобства употребления названия в разговорной речи. После переименования столицы из Астаны в Нур-Султан горожан продолжили именовать астанчанами, а все документы с названием Астана остались действительными. Также с 2019 года по настоящее время ключевые объекты столицы, в названии которых используется Астана, сохранили прежнее название – «Астана Опера», «Астана Балет», «Астана Арена», так же, как и спортивные клубы, телеканал, авиакомпания. Поэтому вполне закономерным будет то, что астанчане будут жить в Астане, а на международную арену вернется прочно зарекомендовавший себя ранее и еще никем не забытый бренд – Астана!

Дарина Даненова, ведущий научный сотрудник КИСИ при Президенте РК

[bws_pdfprint display='pdf,print']

Поделиться:

Актуально