Транскаспийский маршрут – это давно разрабатываемый, тем более апробированный маршрут. Он не является новым. На данном этапе следует наладить маршрут, создать мультимодальную систему перевозки, которая будет транспарентной и открытой.
Этот маршрут начинается с порта Ляньюньган – от Восточно-Китайского моря в Китай через Синьцзян, Актау. Это порт Курык в Баку. Из Баку железнодорожным маршрутом направляется в порт Батуми. Через Баку в Турцию, а дальше в Средиземное море.
Штаб-квартира Транскаспийского международного транспортного коридора находится в Нур-Султане. Поэтому мы являемся бенефициарами и крайне заинтересованы в том, чтобы транспортный маршрут масштабно заработал. 200 тыс. контейнеров в год могут быть транспортированы по этому маршруту. Сможем транспортировать не только контейнерные перевозки, но и нефтехимическую продукцию, черные и цветные металлы. Это перспективная важная магистраль, объединяющая Евразийские страны.
Президент подчеркнул, что пришло время трансформировать «Қазақстан темір жолы» в национальную транспортно-логистическую компанию. КТЖ должна фокусироваться не только на железнодорожных перевозках, но в целом на инфраструктурных проектах подобного рода. Реализация этого маршрута даст большой эффект для нашей страны, в первую очередь даст импульс развитию регионов, через которые проходит магистраль. Реализация маршрута усилит наши экспортные возможности. Например, мы могли бы транспортировать продукцию сельского хозяйства. Увеличение транзита – это поступления в наши бюджеты. Более того, сможем развить железнодорожные, автомобильные перевозки. Это положительно влияет на регионы, через которые проходит инфраструктурный проект: центральные регионы Казахстана, Актюбинская область, Мангистауский регион. Это даст большой мультипликативный эффект, потому что будут налажены смежные производства, обслуживание инфраструктурных проектов, плата за транзит, сервисные центры.